Почему закрываются турфирмы


    В последние несколько лет Россию потрясает череда громких банкротств, казалось бы, опытных и авторитетных турфирм. "Капитал-тур", "Ланта-тур", "Раена", "Нева", "Лабиринт" и ряд других проработавших много лет туроператоров в какой-то момент оказываются не в состоянии выполнить свои обязательства перед клиентами, купившими туры, и партнерами по бизнесу - отелями, авиакомпаниями и принимающими турфирмами.

    Все исчезнувшие в недавнем прошлом туроператоры были разными по направлениям и стилям работы, но их всех погубило одно - особенности туроператорского бизнеса и желание угодить клиенту, предложив турпакет по как можно более низкой цене. Давайте разберемся, как это происходит.

    Туроператорский бизнес весьма стандартизирован, особенно если речь идет о массовых направлениях: например, пляжных турах в Турцию или горнолыжных турах в Австрию. Согласно российскому законодательству, туроператор - это организация, которая формирует готовый туристический продукт: полный пакет услуг, включающий в себя все билеты, отели, трансферы, визовую поддержку, экскурсионное обслуживание и страхование.

    Более того, в любых ситуациях виноватым окажется туроператор. Авиакомпания отменила рейс - виноват туроператор, который сотрудничает с "плохой" авиакомпанией. Отель напутал с блоками мест и не может разместить приехавших туристов - виноват туроператор, который селит туристов в "плохой" отель. Согласно российскому закону о туризме, перед туристом за любые обстоятельства отвечает туроператор.

    Более того, российское авиационное законодательство, а также иностранные контракты с отелями составлены таким образом, что бремя ответственности за любые форс-мажоры также ложится на туроператора. И еще не было случая, чтобы авиакомпания или отель пошли навстречу в сложной для туроператора ситуации и, например, согласились отменить часть договоренностей без штрафов или перенести их на более поздний срок.

    Блоки мест

    Чем, по сути, занимается туроператор, работающий на массовый рынок? Он формирует максимально стандартизированный турпакет, включающий в себя перелет, гостиницу и необходимое обслуживание по "оптимальной" цене. Цена получается еще ниже, если турфирма гарантирует отелю и авиакомпании определенное количество пассажиров на каждом рейсе и заселенных гостей в отеле. Распродать обещанное количество турпакетов - ее основная задача.

    Так как все туроператоры, а их общее количество в России на август 2014 года - около 4370, занимаются примерно одним и тем же, то свою роль начинает играть конкуренция. И таково уж свойство рынка в настоящий момент, что цена превалирует над качеством, и аргумент "мы продаем более дорогой продукт, зато гарантируем качество" для клиента в сфере туризма практически не работает. Видя в одном агентстве тур в Турцию на неделю в четырехзвездочный отель all-inclusive за $850, а в соседнем - за $810, турист за редким исключением уедет отдыхать со вторым.

    Обеспечить более низкую цену можно, только заключая кабальные для себя договоры с отелями и авиакомпаниями. Если обычная комиссия за проданное место с отеле составляет 5-10%, то, если ты гарантируешь заселение половины номеров, можно добиться скидки до 30%. Таким образом, цена конечного продукта тоже становится ощутимо ниже, чем, например, в системах для самостоятельного бронирования или у конкурентов. Но взятые на себя обязательства приходится выполнять.

    И все хорошо, когда ситуация в стране, в мире и на рынке стабильная и спрос можно прогнозировать, даже с учетом рисков. Но достаточно скачка курса валюты, какого-то природного бедствия, нестабильной политической или экономической ситуации - и все прогнозы начинают рушиться. А виноват, напомним, во всем туроператор.

    Небольшой неудачный период можно пережить, работая практически в ноль, покрывая за счет прибыли от проданных туров те обязательства, которые были взяты ранее. Однако беда не приходит одна, и если за кратковременной нестабильной ситуацией наступает затяжной кризис, снежный ком начинает расти, и остановить его бывает практически невозможно. С каждой следующей неделей туров продается все меньше, а количество пустых "мест" и "коек", которые туроператору приходится оплачивать авиакомпаниям и отелям из своего кармана, растет и растет. И в какой-то момент наступает банкротство.

    Демпинг на рынке

    Жизнь была бы куда более прекрасной, если бы все туроператоры просто действовали так, как описано выше. Каждый бы заключал свои контракты с партнерами, предлагал туристу как можно более низкую цену. И все бы зависело от того, насколько кто способен почувствовать рынок, спрогнозировать объемы и риски и заключить удачные контракты с правильными партнерами.

    Однако на рынке существуют конкуренты. Они тоже способны договариваться о таких же блоках мест на рейсах чартерных авиакомпаний и в крупных гостиницах. И цены получатся одинаковыми. Как же завоевать клиента в таком случае?

    Вариантов существует множество, но, к сожалению, на российском туристическом рынке преобладает демпинг. Более крупные турфирмы имеют возможность за счет разделения сезонов, направлений и пакетов чуть-чуть завышать цены на одни продукты, чтобы на другие, более массовые, их занижать. Достаточно "скостить" $10-15, и клиент твой.

    Что приходится делать более камерной турфирме, занимающейся только этим направлением? Правильно: тоже снижать цену. Снижения на те же $10-15 достаточно, чтобы компания перестала получать прибыль. И достаточно даже небольшого катаклизма в параллельном мире политики и экономики, чтобы все закончилось банкротством.

    Как быть

    Общий совет и для оздоровления рынка, и для безопасности самих туристов, которые платят немалые деньги за долгожданный отдых и хотели бы все-таки провести отпуск полноценно: отдавать предпочтение, может, пусть и более высоким, но все-таки относительно стандартным ценам на аналогичный турпродукт. Гонясь за неестественно низкой ценой, клиенты, во-первых, поощряют демпинг, а во-вторых, ставят под угрозу свои деньги, ведь пирамида может рухнуть в любой момент.

    Также, если вы никогда раньше этого не делали, стоит побольше узнать о самостоятельном бронировании билетов и отелей и подумать, не хотите ли выступить в роли турагентства для себя и своих близких. Возможно, предстоящая поездка получится более интересной, необычной и дешевой, если вы все спланируете сами.

    Турфирмы, конечно же, нужны. Не у всех есть возможности и желание разбираться в тонкостях туристического бизнеса и формировать для себя поездку самостоятельно. Кто-то не чувствует себя достаточно уверенным, чтобы оказаться в незнакомой стране без профессиональной поддержки. Кроме того, стандартные туры по массовым направлениям у турфирм получаются действительно значительно дешевле, чем если в аналогичную поездку отправиться самостоятельно. А коллективный и, например, детский туризм тем более нуждаются в том, чтобы все организовывали профессионалы.

    Однако если вы обычно отдыхаете в одиночку, с семьей или с друзьями, уже пару раз бывали за границей по турпутевке и примерно представляете себе, как все выглядит и происходит, то вы вполне способны купить авиабилеты, забронировать гостиницу, оформить визу и отправиться в поездку без помощи посредников. Индивидуальные путешествия - это ответственность за самого себя и возможность остаться в стороне от внутренних игр шатающегося туристического бизнеса, где в настоящий момент погоня за сиюминутной выгодной и мечта "утопить" конкурентов часто преобладает над желанием вести бизнес достойно и честно.

    Мария Пузанкова
    05.08.2014

    Источник: Travel.ru

    Смотрите также:

    Новости

    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск
    S7 Airlines проводит небольшую распродажу авиабилетов