Татьяна Зотова: "Не было никакого умысла. Крах "Лабиринта" - это и моя личная трагедия"


    Адрес статьи: www.ratanews.ru/news/news_13082014_1.stm

    Спустя почти две недели после краха компании "Лабиринт" ее исполнительный директор Татьяна Зотова решила рассказать рынку, что же произошло. Прежде просто не было времени, приходилось решать множество практических вопросов по вывозу туристов и оформлению документов. Но уйти, ничего не объяснив коллегам и партнерам, Татьяна Николаевна не считает возможным. В том числе потому, что ее подозревают в сознательном обмане туристов и обрушении рынка.

    Татьяна Николаевна, насколько нам известно, подавляющее большинство ваших туристов уже возвращены в Россию. Теперь задача – разобраться с финансами?

    Да, причем сейчас важно подсчитать не только кому должны мы, но и кто должен нам. Хотим вернуть эти деньги, в том числе чтобы увеличить сумму для выплат туристам. Мы ничего не присваивали, все наши средства были пущены в производство. Понимаю, что это не так просто доказать. И, конечно, далеко не все партнеры готовы возвращать деньги. Но, например, "Уральские авиалинии" признали, что мы переплатили им более 4 млн рублей, и готовы их вернуть. А вот в отель на Халкидиках Simantro Beach мы перечислили 850 тыс. евро, но на 1 августа было использовано 770 тыс. Руководство на наш запрос не отвечает. Не говоря уже о том, что эта гостиница пыталась выселить 400 наших туристов, уверяя, что их проживание не оплачено.

    Спасибо принимающей компании Go2Holiday, которая вместе с другими болгарскими партнерами приняла решение, что наши клиенты могут спокойно находиться в гостиницах до дня отъезда в Россию. Но этот оператор получил от нас 1,5 млн. евро, а услуг, на момент остановки нашей деятельности, оказал не больше чем на 1,1 млн.

    Мы благодарны визовым центрам по всей России, которые начали возвращать нам депозиты на общую сумму около 9 млн. рублей.

    По Финляндии предоплата на ближайшую зиму составила около 25 тыс. евро. Черногорской R-tours мы заплатили на 31 тыс. евро больше, чем получили услуг, но на контакт компания не идет. И вообще список тех, кто должен нам, занимает почти две страницы. Все эти деньги надо вернуть, чтобы выплатить туристам. Это трудно, процесс может растянуться на годы, придется обращаться в международные суды. И больше всего средств было предоплачено в Грецию.

    То есть греческие гостиницы, которые выселяли туристов из-за неоплаты, их обманывали?

    Да, немало отелей, которые получили деньги, требовали от туристов повторной оплаты. Но были и те, кому мы не заплатили, но они повели себя по-человечески и не отыгрывались на клиентах. Жаль, что тех, кто решил нажиться на чужой беде, оказалось больше, чем мы думали.

    Ваша компания в этом году поразила рынок размахом. С какой целью вы стремительно наращивали объемы? Что это был за стратегический план и почему он сорвался?

    Стратегия нашей компании изменилась в связи с предложением Михаила Шаманова. Речь шла об инвестициях под значительное расширение объемов бизнеса. Предполагалось, что впоследствии мы объединимся еще с тремя-четырьмя компаниями, чтобы создать большой туроператорский холдинг.

    А вы искали такого инвестора? Сезон-2013 был для "Лабиринта" был очень тяжелым?

    Прошлый сезон был непростым, но не провальным. И мы никого не искали. Михаил Шаманов сам нас нашел, ведь известно, что в последнее время он вел переговоры со многими операторами. Нас обрабатывал еще с весны 2013 года. В итоге мы уже прошлым летом перевели часть перевозки на "Оренбургские авиалинии". Как утверждал Шаманов, у него есть инвестор, готовый вкладывать деньги в создаваемый туристический холдинг. Предполагалось, что речь идет об одном питерском банке.

    Стратегия была такая: мы должны в этом сезоне вдвое увеличить объемы, добавить новые направления, тогда сможем получить выгодные цены на "Оренбургских". Шаманов говорил, что ему не важна рентабельность, нужны только объемы, и обещал инвестиции в размере 20 млн. евро. Насколько я знаю, такие же суммы обещаны были и другим потенциальным участникам холдинга. Вот под этот "стратегический" план 20 декабря "Лабиринт" был продан. На тот момент у нас было три – так сложилось исторически – юридических лица. ООО "Лабиринт" открылась в 1999 году и ни разу не перерегистрировалась. Компания была продана за 9 млн. евро. Ее владельцем на 99% стал Сергей Азарсков, друг и соратник Михаила Шаманова, гендиректор "Идеал-тура". С января у нас в офисе постоянно находились два-три контролера от Шаманова, они отслеживали все платежи. Две других компании – ЗАО "Лабиринт-Т" и ООО "Компания Лабиринт" – были проданы за символические деньги. Себе я оставила 1% в "Лабиринте". Сомнений не испытывала, полагала, что так лучше, мы сможем и дальше нормально работать.

    А как вы думаете, реально деньги у Шаманова были?

    Доказательств у меня нет, мне кажется, что какой-то реальный заказ был. Но, видимо, он сорвался, а нам об этом не сказали. Игра продолжалась. Вплоть до той роковой пятницы. Хотя даже в тот момент мы не представляли, в какую бездну падаем. Сейчас у меня ощущение, что мы попались на удочку наперсточников. Никогда не думала, что это со мной произойдет.

    Слухи о продаже "Лабиринта", конечно же, просочились на рынок. Почему вы так упорно молчали об этой сделке? Не хотели сообщать, что уже не владелец, а наемный менеджер?

    Нет, дело не в этом. Я была готова рассказать о сделке, да и Шаманов был настроен так же. Еще в середине января 2014 года он предложил провести большую презентацию нового проекта, мы даже искали подходящее место. Но через неделю он сказал, что имеет смысл повременить. Пояснил, что Азарсков – временная фигура, так что лучше провести презентацию, когда формат холдинга и состав его руководства окончательно утвердится. Потом я предлагала объявить о нашем новом статусе во время весеннего греческого форума, в котором г-н Азарсков участвовал как глава "Авиачартера", но тогда решено было не будоражить рынок накануне сезона, дождаться, когда "подтянутся" другие операторы.

    Вы получили деньги за продажу "Лабиринта"? Мелькала информация, что Шаманов якобы перевел первый транш, потом вскрылись какие-то недочеты в ваших финансах и сделку притормозили.

    Это неправда. Аудит "Лабиринта" Шаманова полностью устроил. В договоре о купле-продаже была предусмотрен график платежей – с февраля до конца мая примерно по 1,5 млн. евро каждый транш. Первый платеж получили только в апреле, но нас это не насторожило. Согласно договоренностям мы уже с января расширяли бизнес. Арендовали дополнительно 400 кв. метров для офиса, полностью оборудовали, кондиционеры поставили дорогущие. Наняли почти 100 новых сотрудников, причем, специалистов, довольно дорогих. Открыли 12 офисов в регионах. Все это делали за свои деньги.

    Насколько я знаю, другие операторы, которые планировали войти в холдинг, тоже получили первый транш, но не стали расширять бизнес, решив дождаться всей суммы. А мы, как теперь выясняется, сглупили, поторопились. Тем более что никаких документов, подтверждающих договоренности с покупателем о расширении бизнеса, у нас нет. Все на словах. Получается, мы сами все придумали и по собственному желанию вложили огромные деньги в увеличение полетных программ, прежде всего, на "Оренбургских авиалиниях".

    Теперь, анализируя все случившееся, понимаю, как много поступало сигналов, на которые надо было обратить внимание. Но кипела работа, было не до "знаков". В июне мы все-таки заволновались, поскольку не поступали ни платежи за проданную фирму, ни обещанные инвестиции. К тому же появилась информация о долгах "Идеал-тура" "Оренбургским авиалиниям". До этого мы вообще не знали, что перевозчику платит "Идеал-тур". В 2013 году мы работали с "АвиаБизнес Солюшенс", до этого был контракт с "Авиачартером", а в нынешнем сезоне нашим авиаброкером стало "Агентство туристических авиаперевозок", "АТА". С "Идеал-туром" у нас вообще никаких отношений не было. Мы знали об этой компании, в том числе из переписки с потенциальными участниками холдинга. Обсуждался новый офис около метро "Динамо", где должны были все разместиться – "Идеал-тур", "АТА" "АвиаБизнес Солюшенс", "Авиачартер", сеть турагентств НАТА и другие привлеченные операторы. План рассадки компаний в этом новом здании я получила 18 июля!

    Низкие цены на свой турпродукт вы держали также по указанию "инвестора"?

    Насчет низких цен не могу согласиться. Мы ведь все мониторили, к тому же получали постоянные сводки из региональных офисов. А оттуда шли буквально крики: снизьте цены, "Лабиринт" дороже всех!

    О той "черной пятнице", 1 августа, много противоречивой информации. Какая у вас версия того, что произошло?

    Я до сих пор не знаю настоящей причины произошедшего. Могу сказать только одно: ничего подобного нам не снилось даже в самом страшном сне. В 17.00 Сергей Азарсков сообщил, что четыре утренних из девяти субботних рейсов "Оренбургских" полетят позже, с остальными все в порядке. И надо всех обзвонить-предупредить. Чтобы задержанные рейсы вылетели, надо срочно перевести в "АТА" 40 млн. рублей, потом, мол, разберемся. Что мы и сделали. И вдруг вечером появляется сообщение "Оренбургских авиалиний" о приостановке сотрудничества с "Идеал-туром" и об отмене сразу 36 рейсов! Назавтра нас пригласили в Ростуризм, пришел и Шаманов. Нам объяснили, что для вывоза туристов "Лабиринт" должен объявить о приостановке деятельности. Шаманов тогда на это не согласился. Мне он сказал: "Не беспокойтесь, я решу все вопросы". Но через два часа перезвонил и сообщил, что надо все-таки останавливать работу. Была еще встреча в Ростуризме в понедельник 4 августа, на которую Шаманов тоже пришел. Но после этого мы его уже не слышали и не видели. Азарсков ушел со связи еще 2 августа.

    А дальше начался весь этот кошмар. Как и другие компании, мы были готовы предоставить гарантийные письма в "Оренбургские" и вывезти своих туристов. Но от нас эти письма не принимали, ссылаясь на общего с "Идеал-туром" собственника. На тот момент за рубежом было примерно 21 тыс. туристов, которым требовалась обратная авиаперевозка. Если бы мы хоть как-то предвидели такое развитие событий, то не завозили бы людей другими авиакомпаниями, у нас ведь не все программы были на "Оренбургских". Ситуацию осложняло то, что на дворе август – в отелях овербукинг, нет мест, начались выселения даже в проплаченных гостиницах.

    А что за гигантский долг "Идеал-тура" в 1,5 млрд. рублей "Оренбургским авиалиниям"? Как он мог накопиться, или это недополученные деньги из-за несостоявшихся вылетов?

    Не знаю, откуда такая сумма, кто и кому ее должен. Мы как раз сейчас разбираемся с этим цифрами и со своей ролью во всей этой истории. Не понимаю, если долг уже был, и перевозчик знал, что не будет вывозить туристов, зачем он их в огромном количестве завозил всю пятницу? У нас был очень большой поток. И мы не знали, что обратные билеты не оплачены.

    Как это не знали? Поясните.

    Мы оплачивали чартерный самолет полностью, перечисляли деньги авиаброкеру, а переводил ли он их перевозчику, не знаю. Мы так работали и год, и два, и сбоев у нас не было. Если вы меня спросите, знаю ли я всю цепочку взаимоотношений "Идеал-тура", "АТА" и "Оренбургских авиалиний", отвечу – нет. Просто мне казалось, что их руководители заинтересованы в развитии своего бизнеса и уж точно ему не навредят. Конечно, это непростительная доверчивость. Обидно и стыдно. Мы подвели партнеров, с которыми прошли большой путь. Подвели сотрудников, в большинстве своем отличных профессионалов, проработавших в компании долгие годы.

    Общее падение спроса в этом сезоне мы усугубили двойным увеличением объемов. Долгов очень много. К тому же прошлой осенью нам была открыта кредитная линия в банках "Экспресс Кредит" и "Спецсетьстрой" на 104 млн. рублей - под персональные гарантии четырех бывших владельцев "Лабиринта". Мы так и не успели перевести эту кредитную линию на новых владельцев, и огромный долг остается на нас.

    Формально сейчас глава "Лабиринта" – Сергей Азарсков, но это имя рынку ничего не говорит. Рынок знает нас, прежних владельцев, и нет никаких оправданий тому, что мы сделали. Но никакого умысла не было. Крах "Лабиринта" – это и моя личная трагедия.

    Светлана Ставцева, RATA-news
    13.08.2014

    Источник: RATA-News

    Смотрите также:

    Новости

    16.10.19 "Архыз" продает ски-пассы онлайн
    15.10.19 Между Петербургом и Псковом появится ночная "Ласточка"
    14.10.19 Авиабилеты за рубеж немного подешевеют
    Автобус-экспресс в Шереметьево будет ходить только 13,5 часов в сутки
    09.10.19 Тариф дня: Петербург - Сочи - 2086 рублей в купе РЖД
    08.10.19 Поезд Москва - Петрозаводск станет двухэтажным
    07.10.19 Авиабилеты за рубеж подорожают в среду
    03.10.19 РЖД сделали скидку в медленной "Ласточке" Москва - Петербург
    27.09.19 "Аэрофлот" определился с расписанием 10 новых маршрутов из Красноярска
    26.09.19 Red Wings проводит скидочную акцию